?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оставить это здесь меня побудило желание девушки, выложившей в интернет много интересной информации по фильму, остаться неизвестной в сети, чего я не одобряю, и оченно эту девушку прошу объявиться и идентифицироваться, дабы поставить линк на её таки написанное по поводу фильма эссе (хочу, чтобы она сама это всё оформила, от своего имени!)).

А пока, как есть - мнение о фильме от Евгении Вячеславовны Н. (Старый Оскол) (с)
* немного мной отредактировано по части хронологии

«…Дуэль представляет собой определённую процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества… Дуэль с её строгим ритуалом, представляющая целостное театрализованное действо — жертвоприношение ради чести, обладает жёстким сценарием. Как всякий строгий ритуал, она лишает участников индивидуальной воли… Условная этика дуэли существовала параллельно с общечеловеческими нормами нравственности, не смешиваясь и не отменяя их. Это приводило к тому, что победитель на поединке, с одной стороны, был окружён ореолом общественного интереса… С другой стороны, все дуэльные обычаи не могли заставить его забыть, что он убийца…»
Юрий Михайлович Лотман, «Беседы о русской культуре»
Когда первый раз я вышла из кинотеатра, то в голове была одна мысль-ассоциация – Антигерой подобен … азалии. Растение это обладает совершенно мистическим свойством (для моего понимания, естественно ) - сорванная веточка этого цветка вспыхнет пламенем, если поднести её к огню, закуренной сигарете или зажжённой спичке. Такой нежный цветок и такой зверски-маскулинно-брутальный сущностный норов! Петра Петровича Яковлева в исполении Петра Петровича Фёдорова я вижу именно таким – «Я не люблю дуэлей», «Я не люблю стрелять» говорит тот, кто с ледяным спокойствием убивает одного за другим известнейших бретёров Петербурга, хладнокровно выдерживая выстрел соперника – ну разве не нежный мальчик-цвяточек аленький в образе чудища чудного азалия?! Да и сам «Дуэлянт» в целом - на такой же грани существует - «быть или не быть» - как дуэль двух Яковлевых .

Многие сравнивают сюжет «Дуэлянта» с романом «Граф Монте-Кристо». Категорически не согласна! По мне – так чистой воды Пушкин! Родной Володенька. Дубровский. У Дюма в романе весь сыр-бор злоключений героя – из-за политики, в которую он вмешался (ну - или его вмешали), а у Пушкина из-за чести. Как и у Мизгирёва.

Стиль кинокартины мне представляется графической новеллой - все эти силуэты, игра света, выстроенная композиция кадра. Безусловно, прослеживается французско-бельгийская традиция девятого искусства (la bande dessinee). Есть и элементы нуара; стрип (в том числе классический вид этого девятого искусства – stripverhalen – прям классика жанра чистой воды – литературный замес киноистории, псевдоисторичность, ну и визуал как художественный язык), упомяну и англицкое влияние - penny dreadful - как доктор прописал – грязищакровища, сумрачность, смурной герой, что занят раскрытием дела – в случае с «Дуэлянтом» - дела чести – есть злые преступники и сверхъестественное влияние – в данном случае – шаманнизм алеутов. Не только стрипом единым – тут и невероятный трип ;D Это самый чувственный и самый маскулинный кино-трип..

В России не было как в остальной Европе (кроме Англии – там с этим вообще отдельная история, а что с них возьмёшь – остров) каруселей, превратившихся в рыцарский поединок, переродившейся в свою очередь в дуэль, впитав в себя бескровность первого (исключения, разумеется, были) и остроумную показушность второго – отсюда холодное оружие. В России поэт больше чем поэт и дуэль больше чем дуэль. Пётр I закрепостил дворян воинской службой, крестьян – земельной. И те, и другие – рабы. По мордасам били обоих, а те терпели (телесные наказания дворян наравне с крестьянами). Потому в Российской империи времён Петра – самый жёсткий антидуэльный свод законов в Европе. Это работало, пока как остроумно заметил публицист сто лет назад –
«Пётръ III раскрепостил дворян, «позабыв» при этом раскрепостить народ... Тогда именно, мне кажется, и началось свинство русской жизни, подготовившее нашествие бесов!»
И вчерашние рабы-дворяне с битой рожей и по всем местам сечённые стали феноменально чувствительны-с к своей чести-с и вопрос стал ребром – кто ровня. «Ты меня уважаешь?!» выясняли исключительно посредством огнестрела и промеж собой. Собственно, вся катастрофа в Офицерском собрании между Беклемишевым и Колычевым – красочная иллюстрация этому. «Такая свинья как Вы - не достойна поединка!». Граф выстрелил в него, сшибив пугвицу с мундира. Мальчик не поддался на провокацию. У Колычева - выстрел остался за ним и будет использован спустя годы.

В фильме ставится вопрос – ЧТО ЕСТЬ ЧЕСТЬ – роскошный разговор-дуэль Яковлева и Беклемишева после «репки» - честь внутренняя и честь внешняя – «Запомни! Я буду жить, пока не верну свою честь!». Речь идёт в этом случае – о внешней, ибо внутренняя честь мальчика – красочно явилась в Офицерском собрании – «Не все же такие звери!», «Такая свинья как Вы – не достойна поединка!».
«Понятие о чести, говорят нам мыслители, неразрывно слилось в нашем представлении из двух, давольно различных в своей сущности, понятий: чести внутренней (субъективной) и чести внешней (объективной)… Слово «честь» в субъективном смысле более всего подходит к понятиям о честности, совести, внутреннем достоинстве и тому подобное и пищей для дуэлей служить не может (оставляю авторские выделения – прим. моё) … Значит, чтобы принадлежать к нему (человеку чести – прим. моё) недостаточно быть порядочным человеком, иметь высокую внутреннюю честь; нужно ещё казаться, слыть таковым во мнении общества… Это и есть природа «внешней чести»»
М. Э. – «Дуэль и Честь в истинном освещении. Сообщение в офицерском кругу», С.-Петербург, типография Э. Л. Пороховщиковой, 1902 год.
Именно «внешняя честь» есть пища дуэлей. В этом вся трагедия – казаться. Именно всё это в фильме «Дуэлянт» красочно показано во всех мелочах и тончайших деталях психологии. Дуэльной в том числе.
«Дуэль – это свобода… Эзоп формально был рабом. Но он не был рабом внутренне, поскольку он был личностью. То же самое можно сказать о попавшем в рабство Платоне или о стоике Эпиктите. Если же кто-то является рабом внутренне, то он не способен быть личностью… И вот здесь встаёт интереснейшая задача – во всей полноте и глубине понять, что это был за период такой – время дуэлей? В авторитарном обществе дуэли запрещены монархом. В правовом обществе дуэли запрещены законом… Изучать жестокую историю российских дуэлей не только интересно, но и, по-видимому, необходимо»
А. В. Кацура «Дуэль в истории России»
А вот диалог Яковлева и Марфы до той дуэли:
- Я – раб.
- Да, ты – раб.


А вот уже после:
- Ты не раб! ТЫ – НЕ раб!

Какая гамма оттенков сказанного! В первом случае – разговор со стороны Марфы о внешней чести, а во втором, она уже, повзрослев, оценила по достоинству внутреннюю честь героя! Между этими двумя словесными поединками о чести (Яковлев / Беклемишев и Яковлев / Марфа) была золотая середина (самая гениальная сцена кинокартины!) – разговор о чести Яковлева и его камердинера! Это разговор двух РАВНЫХ – несмотря на то, что один – господин офицер, а второй – его крепостной! – они два честных человека! Это ВНЕ сословий.
===============

ПРО ФИЛЬМ
Это лучший русский фильм, который я видела за последние лет пятнадцать - ровно половина моей жизни - последний раз ТАК меня впечатлил "Русский ковчег". Я совершенно не ожидала (хотя была предупреждена) увидеть такой, на мой вкус, роскошный артхаус, но в стилистике чудного смешения жанров.
Буквально вчера в качестве арт-подготовки перечитала "После бала", "Бретёра" и много чего - до кучи - и увидеть всё это на экране - эмоции зашкаливают! Такое изящное цитирование наших шедевров - слов нет! Когда Марфенька произнесла знаменитые слова из моего обожаемого шедевра - я просто сидела и лыбилась . От щаастья. Пётр Фёдоров произвёл неизгладимое впечатление. Видела его первый раз и теперь не представляю себя как синефила без этого героя и его истории. Было безумно приятно, что цитировали мою любимую работу о дуэлях - Вострикова

ПРО МОРГ
Морг в фильме выглядит как Храм Смерти. Этакий русский Гипогей - именно поэтому там только мёртвое тело одного лишь юного князя - её брата. Марфа только, пережив смерть брата, стала взрослей - вся линия этой девчонки в фильме - чистейший жанр - драма взросления. Именно её белое платье - символ савана, который испокон веку - белый. Именно поэтому в "морге" двойная картинка из-за зеркала. Это же метафоры! Её белое платье и сцена в карете крепко связаны логически и метафорически. Режиссёр всю свою жизнь создавал артхаус. Фильм "Дуэлянт" - чистейший образец авторского кино. Последнего никто не скрывал.

ПРО КАРЕТУ
Эта сцена - цитата (пусть и дополненная) из фильма Александра Митты "Сказ про то, как царь Петр Арапа женил": робкая рука девушки тянется к волосам героя погладить, пожалеть одинокого изгоя.

Такая же любовная сцена есть в моём любимом романе - "Влюблённые женщины" Лоуренса - экзистенциальное отчаяние - после смерти любимого человека.
Ещё:
Ловеласничанье Комаровского где-нибудь в карете под носом у кучера или в укромной аванложе на глазах у целого театра пленяло ее неразоблаченной дерзостью и побуждало просыпавшегося в ней бесенка к подражанию.
Б. Пастернак «Доктор Живаго»
Из интервью режиссёра:
"— А любовная линия — насколько она для вас была важна в этой истории?
— В «Дуэлянте» чувство возникает между двумя людьми, которые все потеряли, у которых никого не осталось. Они сближаются вопреки правилам поведения дворян, но сближаются тогда, когда оказались уже за пределами, в совершенно другой, экзистенциально напряженной ситуации — там все иначе. У Виктора Астафьева есть рассказ про то, как он познакомился со своей женой. Во время войны он ехал в вагоне в госпиталь, раненный, и там была медсестра. И между ними даже не искорка пробежала, они просто увидели друг друга. И там же, в набитом солдатами вагонами, они забрались на полку и там соединились. Эта встреча — про невероятный уровень экзистенциального отчаяния. В женщине, прежде всего. Она не оглядывалась на окружающих, она бросила себя в руки такого же отчаявшегося, полумертвого человека, как и она. «Дуэлянт» — это рассказ о существовании на пределе, с постоянным ощущением «быть или не быть». И в этом смысле здесь не могло быть трюизма в любовной истории — это было бы неуважением к этим героям."
ПРО ЭПОХУ
Это не эпоха Алекандра II. Это представление об эпохе 1860 из 2010 года Или же представление о 2010-ых посредством эпохи 1860-ых, создатели считают разница невелика.
"Дуэлянт" - не историческое кино. Оно о современности. Посредством представлений (во всех смыслах этого слова) так как это трип - «Мы взрослые парни, мы имеем право рассказать про себя» - Алексей Мизгирёв .
"...Несмотря на исторический антураж, Мизгирев хотел, чтобы актеры забыли стереотипы костюмных драм и играли про 1860-е так, как будто это 2010-е... Художникам по костюмам, вспоминает Федоров, Мизгирёв дал задание шить, «как если бы Маккуин жил в XIX веке»..." (с)
Все Марфенькина наряды в "Дуэлянте" - оммаж этому модельеру и дизайнеру

ПРО ВЕЛИКУЮ КНЯГИНЮ
Это целиком выдуманный персонаж! А вдохновлён он настоящей тёзкой киношного персонажа - Великая княгиня Александра Иосифовна. Великий князь Константин Николаевич сходил по ней с ума и хотел только её - «Она или никто», дерзко бросил своим родителям. Александру Иосифовну считали одной из элегантнейших красавиц - большие выразительные голубые глаза и при этом яркие рыжие волосы - чистое золото.

(с)