?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оставить это здесь меня побудило желание девушки, выложившей в интернет много интересной информации по фильму, остаться неизвестной в сети, чего я не одобряю, и оченно эту девушку прошу объявиться и идентифицироваться, дабы поставить линк на её таки написанное по поводу фильма эссе (хочу, чтобы она сама это всё оформила, от своего имени!)).

А пока, как есть - мнение о фильме от Евгении Вячеславовны Н. (Старый Оскол) (с)
* немного мной отредактировано по части хронологии


О фаворитах.

В большинстве своём они отказывались от дуэлей лично и убивали на «дуэли» посредством наёмного дуэлянта. Самый известный случай у нас в Отечестве – Потёмкин, разделавшийся с Голицыным – его наёмник получил за это нехилые плюшки – начиная с племянницы самого Потёмкина в жёны с огромным приданым, большими деньгами, кончая феноменальным ростом карьеры .

««Князь Голицын был молодой человек и красавец. Императрица заметила его в Москве, на бале (в 1775)… Это слово его погубило. Шепелев (впоследствии женатый на одной из племянниц князя Потёмкина) вызвал Голицына на поединок и заколол его, сказывают, изменнически. Молва обвиняла Потёмкина...», «Замечания о бунте» А. С. Пушкин. «Позволяя человеку любого звания стать вторым лицом в государстве, институт фаворитов не только подрывал положение наследного дворянства как привилегированного сословия, но и вводил в игру новый козырь — высочайший каприз… фактическое неравенство внутри дворянства. Дворянин, настаивающий на равенстве со своим начальником на основе кодекса чести, рисковал своей карьерой, а иногда и жизнью»
И. Рейфман, «Ритуализованная агрессия: Дуэль в русской культуре и литературе», 2002.
Собственно, портрет фаворита Великой Княгини в лице графа Беклемишева, как я поняла этот образ. По моему глубокому убеждению, фильм называется «Дуэлянт» не из-за героя Фёдорова, а из-за героя Машкова. Во-первых, метафора огнестрела – метафора именно графа, а вся история началась именно с того, что граф издеваясь, вызвал на дуэль поручика Колычева. В третьих, именно граф постоянно твердит о кровопускании и чести – в отличие от Колычева. Последний говорил об этом один раз – после «дуэли» с Тучкоым – вызывая графа на честный поединок. И последнее – «Стреляющий Рыцарь» не может быть по определению дуэлянтом в том смысле, в каком это пропагандирует граф. Многослойность смыслов в этом фильме просто потрясающая, на мой взгляд. Браво!

Скажу ещё пару слов о своём любимом дуэлянте - Сирано де Бержераке (1619 — 1655). Он был в контрах с человеком, которому тоже нельзя было говорить нет и тот тоже предпочитал разделываться чужими руками )) - «В искусстве лапать и щипать / Вы, кардинал, большой провора. / Вам глупости не занимать, / Годны вы только покорять / Штаны и юбки без разбора» написал он – за что потом и поплатился. Мазарини перекупал не только авторов, но и убийц-недодуэлянтов – подозрительный «несчастный случай» сразу же после этой эпиграммы приключился с бретёром, который всегда выигрывал поединки и был прозван поэтому Непобедимым и Дьяволом.

Лишать чести другого — значит лишаться своей*

==================================

С аллюзиями на Христа с выше названной символикой грифона Колычева всё так же вкусно и эстетски красиво! На мой вкус, разумеется.
Первое, что видят зрители – фреска Микеланджело – Страсти Христовы.
Потом в повествовании – казнь Колычева – образ распятия и лобное место – Голгофа нежного поручика. Здесь, безусловно, цитация шедевра нашей литературы – «После бала» Льва Толстого – то, как ЭТО сняли – аплодирую стоя –
«Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека… А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища».
До сих пор помню свои детские рыдания в седьмом классе от прочтения по школьной программе. Впервые перечитала после просмотра промоматериалов – как снимали эту сцену – чувства как и в детстве :[. Одна толстовская эта цитата в кинокартине «Дуэлянт», по моему глубокому убеждению, стоит всего фильма «После бала», 1961 года (к слову сказать, единственная экранизация этого шедевра, не считая реминисценции в этом фильме). Я во время первого просмотра испытала именно, что «тошноту тоски» и «вырвет всем этим ужасом». Не знаю, что хотели посеять в умах, сердцах и душах Толстой и Мизгирёв, но тёмную сторону военной стороны, включая честь, я благодаря этой сцене увидела. О том, что я зашла в этот мрачный мужской мир я ни единого мгновения не жалею.
И как и полагается - троичность образов золотого сечения – Колычев в каменной «ванне» - образ Христа во гробе - последний раз я переживала в кино такое от подобных аллюзий в «Пустой короне» (фильм о Ричарде II). Бена считаю гением. Так вот – Пётр Петрович сыграл – на уровне!
И последнее – почему Рыцарь Колычев (Яковлев) стреляется на «аттракционне» исключительно с собой (как я это поняла). В первом же поединке акцентируется внимание КАК Герой подставляет голову под пулю и если не видеть чья это рука – легко возникнет иллюзия, что это – самоубийство. Но дуэль – это и есть самоубийство, с точки зрения религии. Тут ещё другое –
«Дуэль – это не месть и не средство избавиться от соперника… Дуэль – риск своею жизнью во имя общественного к себе уважения, во имя своей внешней чести; не чужая кровь смывает с нея пятно, а своя собственная, или, по крайней мере, готовность её пролить»
М. Э. – «Дуэль и Честь в истинном освещении. Сообщение в офицерском кругу», С.-Петербург, типография Э. Л. Пороховщиковой, 1902 год.

Колычев / Яковлев сначала сам переживает выстрел соперника, а только потом убивает – он именно что, отстаивает ЧЕСТЬ. Самый изысканный и исповедный Ангигерой синема, что мне приходилось видеть до сего дня! Браво!

«Война без рыцарей и рыцарства сначала превратится в обыкновенную бойню. А потом — в человекоубийство»

(с)

=====================================
продолжение следует.

Сори, что без ката, я не специально, честно! ^^